Опасения скептиков оправдались. Картина, задуманная как экранное воплощение белорусской национальной идеи, получилась слабой, невнятной и глубоко разочаровывающей думающего зрителя. Многочисленные скептики удовлетворенно потирают руки. А «Беларусьфильм» под звон мечей бутафорских рыцарей на премьере может объявить об очередной победе и с облегчением поставить точку в деле об Анастасии. Нам же, профессиональным зрителям, точку ставить еще рано, картина только выходит на экран. Поэтому давайте, без лишней предвзятости к нашей небогатой студии посмотрим, что у нее получилось, а главное, что не получилось.
Идея создать фильм на тему белорусской истории завладела умами руководства «Беларусьфильма» сразу после громкой и скандальной премьеры последнего фильма Михаила Пташука «В августе 44-го». Фильм об Анастасии должен был стать полнометражным дебютом Владимира Янковского – успешного клипмейкера и рекламиста, сына главы минского филиала клана Янковских Ростислава. Уже на стадии обсуждения сценария Анатолия Делендика члены худсовета отзывались о будущем проекте прохладно. По их мнению, слишком много ошибок, заметных даже на непрофессиональный взгляд человека мало-мальски интересовавшегося историей Беларуси, содержал сценарий. А во время самих съемок в прессе неоднократно выступали известные историки с обвинениями авторов фильма в невежестве. Сомнения вызывал и сам сюжет. Ведь слуцкой княгине Анастасии в летописях посвящено всего несколько строк. Так стоило ли городить огород ради третьестепенного персонажа нашей такой богатой на яркие исторические личности истории?
Впрочем, еще до запуска фильма в производство Владимир Янковский дал задний ход и отказался быть режиссером «Анастасии». Произошло это после того, когда выяснилось, что необходимых пяти миллионов долларов не собрать и придется довольствоваться суммой, по крайней мере, в пять раз меньшей. А значит, отказаться от большинства батальных сцен – самых эффектных в такого рода кино.
Режиссером разваливающегося на глазах проекта был назначен оператор картины Юрий Елхов. Бюджет сократили, от планировавшейся Анастасии Волочковой в главной роли отказались. К сожалению, режиссер из Елхова оказался никудышный. Но «Анастасия» слаба не только постановочной частью. Сценарий планировавшейся трехчасовой эпопеи так, по видимому, и не был переписан, а был просто сокращен, из-за чего о многом зрителю приходится догадываться самому. Так, абсолютно невнятно в диалогах мелькают обрывки исторической подоплеки кастрированной «эпопеи». В фильме проскакивает князь Михаил Глинский – одна из самых интересных фигур белорусской истории, после неудачного сватовства к Анастасии предавший родину и под знаменами борьбы за православие перешедший на службу к московскому князю. (Поговаривают, что следующий большой проект нашей студии будет посвящен именно Глинскому). Персонажи картины без особого смысла также упоминают Великого князя Александра Казимировича и других исторических лиц, размывая и без того слабо очерченный жанр «Анастасии». Хотя ближе всего этот жанр к старым фильмам про Златовласку и три орешка для Золушки из нашего детства.
И действительно, историческое в фильме окончательно уступает сказочному, когда Анастасия в трудные минуты обращается за помощью к язычникам, почему-то переодетым волками. Чтобы окончательно закрыть тему жанра, сообщим, что фильм сильно смахивает на то кино, которое «Партизанфильм» с успехом снимает к 9 мая и 3 июля начиная с 1945 года. Вместо бойцов – одетые в кольчуги рыцари, вместо партизан – язычники, а вместо попавшего в плен комиссара – Анастасия, отказывающаяся выдать военную тайну, то бишь, стать наложницей татарского хана. Фильм чрезвычайно богат на подобные стереотипы, присутствует даже хриплый возглас умирающего воина «Татары!» и торчащая из спины воина стрела.
Увы, фильм стал явной неудачей прекрасного оператора Татьяны Логиновой – одного из лучших мастеров своего дела в СССР. Камера чересчур статична, кодаковская пленка совсем не помогает разнообразить бледное действие, а обилие крупных и средних планов вызывает клаустрофобию. Не производят впечатление и декорации, слишком скромные для такого богатого города как средневековый Слуцк (а то зачем татарам на него нападать?). Но больше всего удручает отсутствие значительной массовки. В сцене осады города татары крайне неудачно размножены компьютерами какой-то московской фирмы, сильного впечатления их атака не производит. Когда татарский хан заявляет, что у него “тьма воинов”, а камера демонстрирует не более двадцати всадников, к создателям фильма уже начинаешь испытывать легкое презрение. К тому же, костюмы для татар брались в аренду на «Узбекфильме», и зрелище путающихся в полах халатов кровавых тигров ислама вызывает улыбку.
Одним из главных достоинств фильма называется участие в проекте белорусских актеров. И действительно, «Беларусьфильм» постоянно незаслуженно обижал наших актеров, с маниакальным упорством приглашая на съемки их российских коллег. Но раскрыть весь потенциал Светланы Зеленковской, Геннадия Давыдько, Анатолия Кота, Виталия Редько и других замечательных актеров авторы «Анастасии» не сумели, и в жизни исполнительница главной роли Зеленковская выглядит гораздо более красивой и умной, чем блаженная княгиня Анастасия на фоне выложенных поленницами стен слуцкой крепости. Актеры рассказали журналистам, что несколько месяцев учились верховой езде, однако это не очень сказалось на достоверности персонажей, особенно мужских. Прекрасная игра Анатолия Кота перечеркивается неубедительностью его фигуры современного любовника. От человека, с детства сидящего в седле и воспитанного на крови врагов, решившегося на убийство мужа Анастасии, ожидаешь большей мужественности. Наиболее адекватен своему образу был, пожалуй, только великолепный Николай Кириченко в роли боярина-предателя.
Игра знаменитых непрофессионалов, задействованных в картине, – музыканта Вероники Кругловой и стриптизера Сергея Глушко – практически отсутствует. Кадры с их участием, которые авторы решили включить в фильм, иначе как позированием не назовешь. И при этом, по уверениям съемочной группы, многие дубли повторялись по семь-девять раз! Можно только представить, что испытывали Светлана Зеленковская и Сергей Глушко при съемках откровенной сцены купания Анастасии и Будимира в лесном озере. Ведь температура воздуха в то время была около 15 градусов. Может, именно поэтому качественной эротики у белорусских кинематографистов не получилось и в этот раз. А обычно несвойственное «Беларусьфильму» обилие женских бедер и грудей в кадре отдает провинциальной пошлостью. Равно как не вписывается в картину неожиданно жестокая сцена пытки служанки князя Олельковича. Дополнительный сумбур в картину вносит музыкальное сопровождение, составленное из современных этно-мотивов “Палаца” и «Крывi» и классического саундтрека Владимира Копытько. Чрезмерно пафосная классическая часть только подчеркивает удивительно ненатуральные диалоги, большинство из которых по-театральному дублируют происходящее на экране.
К сожалению, такая эклектика – фирменный стиль современного «Беларусьфильма». Можно с уверенностью сказать, что на мировой кинорынок с такой продукцией выйти невозможно. От фильмов категории «В», на производство которых рассчитана наша киностудия, требуется гораздо большее. Умение удивить зрителя – вот главное умение кинематографиста, которого в «Анастасии» не видно. В настоящее время белорусский режиссер Андрей Кудиненко оканчивает работу над своим полнометражным дебютом. Многое позволяет надеяться, что это будет белорусское кино совсем другого сорта. Кстати, созданное не на «Беларусьфильме».